ГлавнаяГрант "Вместе мы сила"Родителям на заметкуДвигательное развитие ребенка с ограниченными возможностями

Социальный педагог
Костричка Т.А.

     Говоря о двигательной активности, специалисты используют термины "крупная моторика" и "мелкая моторика".

     Когда мы учим перемещаться ребенка в пространстве, подниматься с кровати или ложиться, садиться или вставать, когда мы побуждаем его куда-то пойти, дотянуться до какой-нибудь высокой полки или, скажем, прокатиться на велосипеде – мы занимаемся развитием крупной моторики.

     Но ведь шевельнув пальцами рук, мы тоже изменяем свое положение в пространстве! Раз положение тела хоть сколько-нибудь изменилось, значит, мозг, нервная система, суставы, сухожилия и мышцы сделали свое дело и в результате такой моторной деятельности мы, например, взяли в руку карандаш, вдели нитку в иголку, перевернули страницу книги. При этом кроме крупных мышц, позволяющих нам удерживать вертикальную позу, мы использовали мелкие мышцы рук. Двигательная активность рук, лица, органов речи называется мелкой моторикой.

     Разделение на крупную и мелкую моторику весьма условно, так как мелкие движения развиваются на базе крупных.

Основные принципы моторного развития:
1. Моторное развитие начинается с головы и продолжается сверху вниз, т.е. ребенок учится контролировать движения головы раньше, чем движения туловища, дающие возможность сидеть, стоять или ходить.
2. Моторное развитие идет от средней линии тела к периферии, т.е. начинается с крупных мышечных групп (плечи, бедра) затем переходит на более мелкие группы (кисти, запястья, пальцы).
3. Каждый приобретенный навык является основой для развития следующих.

Компоненты развития крупной моторики:
Равновесие: способность сохранять различные положения тела, несмотря на силу земного притяжения.
Сила: способность мышечного аппарата удерживать тело в нужном положении.
Координация: способность контролировать движение.
Проприоцепция: ощущение и осознание своего тела в пространстве.
Совершая любое движение, любой человек неизменно вынужден иметь дело с гравитацией.

     Первая попытка приспособиться к гравитации – стремление ребенка лежа на животе поднять голову. Дальше он учится приподнимать плечи, выгибать спину, удерживаясь на локтях, позже овладевает способностью удерживать себя в вертикальном сидячем положении, а затем стоять. И наконец, малыш учится передвигаться в пространстве, т.е. ходить, бегать, прыгать и т.д. Физическое развитие малыша проходит определенные этапы, он постепенно овладевает своим телом, учится, находясь в вертикальном положении, удерживать равновесие и справляться с гравитацией. Чем слабее мышечный аппарат, тем труднее нашему телу противиться земному притяжению. Многие дети, особенно дети с ограниченными возможностями, часто "складываются пополам", сидя за столом или на полу, норовят при первой возможности привалиться к какой-нибудь опоре. Это происходит потому, что их мышцы еще не могут обеспечить достаточно надежного "корсета", они способны удерживать малыша в вертикальном положении лишь непродолжительное время, а затем ему требуется дополнительная опора, иначе он вынужден склониться к "матушке Земле". Эта способность ребятишек связана с понижением мышечного тонуса (гипотонус). В связи с этой особенностью детям необходимо постоянно тренировать силу мышц с помощью активных движений.

     Чтобы адекватно двигаться, необходимо непрерывно перерабатывать не только внешнюю информацию об окружающем пространстве, но и внутреннюю, содержание которой позволяет нам правильным образом напрячь или расслабить мышцы. Информация, передаваемая нам органами чувств, называется проприоцептивной. Кроме пяти чувств – зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния – мы обладаем мускульно-суставным, кинестетическим и вестибулярным чувством. Благодаря этому человек получает информацию о мышечном напряжении и расслаблении, весе, силе о положении тела в пространстве, о напряжении и скорости наших движений. Вестибулярный аппарат, который называется еще чувством равновесия, находится в среднем ухе, где расположены особые нервные центры, включающиеся при изменении положения головы относительно земной поверхности. Когда мы идем, стоим или, скажем, едем в машине по гладкому шоссе, положение головы особо не меняется, а следовательно, особой вестибулярной стимуляции не происходит. А вот если кружиться, качаться, нырять, карабкаться, и т. д. вестибулярная стимуляция усиливается.

     Что же такое "чувство равновесия"? Почему оно так важно? Казалось бы, ребенок стоит, ходит и не падает, ну и хорошо, значит, чувство равновесия у него есть. Действительно, есть, но давайте не забывать еще и о том, что он с помощью вестибулярного аппарата воспринимает и обрабатывает впечатления извне. Если вестибулярный аппарат работает недостаточно хорошо, внешняя информация искажается. Это мешает ребенку планировать свои движения, координировать и контролировать напряжение мускулатуры, он может испытывать затруднения в трактовке зрительной и слуховой информации, а следовательно, и речи.

     И, наконец, еще один важный компонент двигательного развития – координация движений. Способность координировано двигаться означает способность контролировать положение тела в каждый момент движения. К примеру, чтобы поймать руками брошенный мяч, нам необходимо мгновенно переработать внешнюю информацию о траектории его полета, предполагаемом весе и фактуре мяча, а также внутреннюю информацию о том, каким образом должны сработать нужные суставы и мышцы, чтобы мяч оказался в руках, и игрок смог принять то положение тела, которое предполагает игра, скажем, устоял бы на месте. По мере того, как совершенствуется способность контролировать тело в движении, ребенок обретает способность совершать всё более точные и тонкие движения.

     Владение моторными навыками позволяет ребенку самостоятельно и без риска для себя исследовать окружающий мир. Кроме того, успешное освоение новых двигательных навыков повышает уверенность ребенка в себе и побуждает его к дальнейшему продвижению в других областях развития.

Игры для развития костно-мышечной чувствительности у детей с ограниченными возможностями.

     Для развития костно-мышечной (глубинной) чувствительности или ощущения собственного тела в пространстве, полезно много двигаться, перемещаться в кроватке, в квартире, на улице. Полезно брать ребенка на руки, носить его, качать, слегка подбрасывать. Можно носить его в рюкзачке «кенгуру» или привязывать к себе большим платком, как это делают женщины восточных стран.

     Когда малыш подрастет, можно предложить ему залезать на стулья, скамейки, лесенки, спрыгивать с дивана, табуретки, залезать в коробку, чтобы он чувствовал своим телом ее стенки. Хорошо играть с тяжелым одеялом, укрывать ребенка с головой, чтобы он сам мог из-под него выбраться.

     На прогулке полезно бегать, ходить по наклонным поверхностям, забираться и съезжать с горки, кататься на качелях, играть в подвижные игры. При этом обязательно называйте месторасположение: «впереди», «сзади», «вверху», «внизу», «далеко», «близко», «рядом», «низко», «высоко» и т.п.

     Используйте в речи предлоги, в виде игры просите ребенка залезть «на» лавочку, «под» лавочку. Летом можно играть в воде, брызгаться в жаркую погоду, бегать босиком по ровному асфальту, камушкам и травке, зимой обращать внимание на пушистый или хрустящий снег.

     Называйте определения «тяжелый» и «легкий», давайте ребенку играть с пустой и полной воды бутылкой, каучуковым и теннисным шариками, пластмассовыми и деревянными кубиками. Можно утяжелить пластмассовый шарик или кеглю, засыпав внутрь соль через маленькую дырочку.

     Очень полезно выполнять упражнения ползания. Они способствуют улучшению взаимодействия между полушариями, необходимого для развития логического мышления, речи, планирования действий, регуляции поведения и т.д.

Наш адрес

669456, Иркутская область, Аларский район, п.Забитуй, ул.Степана Разина, 1Б

Телефоны:

  • 8-950-143-75-80
  • 8-950-083-02-88

Электронная почта: 1src@bk.ru

График и режим работы: пн-пт: с 9:00 до 17:12, обед с 13:00 до 14:00. выходной: суббота, воскресенье

Уполномоченный по правам ребёнка в Иркутской области

664011, г. Иркутск, ул. Горького, 31, каб. 105, каб. 120

приёмная: +7(3952) 34-19-17

эл. почта: rebenok.irk@mail.ru

Детский телефон доверия

8-800-2000-122

Баннер справа